Глобальные вызовы, возникающие перед отечественной системой здравоохранения, диктуют необходимость кардинальных изменений в организации медицинской помощи. Географические, экономические, социальные особенности сложившейся системы здравоохранения требуют особого подхода к решению задач оказания медицинской помощи.
В настоящее время как в ведущих зарубежных странах, так и в России происходит активная информатизация здравоохранения. Медицинское обслуживание на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) направлено на существенное повышение качества предоставляемых услуг, снижение их стоимости, улучшение условий работы медицинских специалистов и административного персонала лечебных учреждений.

Внедрение ИКТ привело к появлению сравнительно нового направления в индустрии медицинских технологий – Телемедицины.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает телемедицину как «предоставление любыми специалистами здравоохранения в ситуациях, когда расстояние является критическим фактором, услуг здравоохранения с помощью ИКТ, которые используются для обмена достоверной информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и телесных повреждений, исследования и оценки, а также непрерывного образования специалистов здравоохранения в интересах укрепления здоровья индивидов и общества» [WHO, 2010].
Необходимость развития телемедицины в нашей стране вызвана прежде всего нескоординированной системой оказания медицинских услуг и ограниченной доступностью медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.

Основной задачей телемедицины должна стать возможность реализации права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте в любое время.

Россия является крупнейшей страной мира по площади, на территории которой расположено 157 895 населенных пунктов. Население распределено неравномерно, 93% населения проживает на одной трети территории страны. В этой связи телемедицина может выступить в качестве одного из ключевых инструментов повышения качества медицинского обслуживания населения. Так, развитие телемедицины в удаленных и малонаселенных районах позволит, прежде всего, повысить качество медицинского обслуживания, распространение интернет-медицины на территориях с высокой плотностью населения обеспечит сокращение расходов на здравоохранение и расширение номенклатуры медицинских услуг.


Спектр возможностей телемедицины не ограничивается только консультативной поддержкой населения. Одновременное развитие информационных и технологических инструментов позволит расширять возможности и внедрять новые направления этой технологии, к примеру телехирургия (управление через робота-манипулятора скальпелем, лазером и т. д.) и дистанционное обследование (особенно телеморфология).
Помимо оказания помощи населению, медико-информационные технологии являются инструментом повышения качества медицинских кадров. Особенно это касается специалистов, находящихся в отдаленных регионах с низкой плотностью населения.
Международный опыт внедрения медицинских ИКТ и систем, обеспечивающих общий доступ к информации всем специалистам, обслуживающим пациента, идет медленно и сталкивается с различными проблемами, которые варьируют в разных странах и в разных областях медицины.
Интеграция новых медико-информационных технологий в отечественную систему здравоохранения также может столкнуться с целым рядом проблем. Это в первую очередь обусловлено следующими фактами:
— Технологическим отставанием Российского здравоохранения от здравоохранения западных   стран.
— Слабой культурой населения в области информированности о состоянии своего здоровья.
— Отсутствием опыта внедрения электронных медицинских карт.
— Отсутствием инфраструктуры и протоколов обмена медицинской информацией.
— Неоднородной структурой здравоохранения в субъектах РФ.

Таким образом, медико-информационные технологии могут явиться драйвером развития новых форм охраны здоровья и оказания медицинской помощи в нашей стране. Но необходимо учитывать опыт применения подобных технологий в развитых странах, а также планировать внедрение инновационных моделей организации оказания медицинской помощи с учетом особенностей сложившейся системы здравоохранения.
Развитие новых форм организации оказания медицинской помощи и рост потребности населения в качественных медицинских услугах будет способствовать переходу к новой модели организации медицинской помощи – к медицине 4П. Это модель, в которой принципиально смещается сосредоточение внимания здравоохранения с выявления и лечения заболеваний на выявление предрасположенности к развитию заболеваний (П1 – предикция), предотвращение появления заболеваний (П2-превентивность), индивидуальный подход к каждому пациенту (П3-персонализация), мотивированное участии пациента в профилактике заболеваний (П4-партисипативность).

Наша страна имеет все шансы успешного развития индустрии здоровья на основе новых медицинских технологий. Движение к изменению сложившейся системы оказания медицинской помощи в России чувствуется уже сейчас. Наличие высококвалифицированных медицинских кадров, последние достижения отечественного здравоохранения, постепенный рост механизмов государственно-частного партнерства могут служить основой для построения инновационной модели организации оказания медицинской помощи с применением всех видов медико-информационных технологий.

Перспективы развития телемедицины в РФ

Post navigation


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top