Професcия  врача  была  и  остается  динамичной  не  только  в  силу  своей  специфики,  но  и  самой  природы  человека.  Вопросы  высшего  медицинского  образования  и проблемы  подготовки  врачебных  кадров  постоянно  находятся  в  центре  внимания, так  как  именно  медицинские  кадры  являются  наиболее  ценной  и  значимой  частью  ресурсов  здравоохранения,  по  уровню  их  подготовки  и  квалификации  можно  судить  об  эффективности  всей  системы  здравоохранения  в  целом.  Увеличение  потребности  в  высококвалифицированных  врачебных  кадрах  способствует  изменению  концепции  образования,  и  ставит  перед  высшими  учебными  заведениями  задачу  повышения  эффективности  педагогической  работы,  в  том  числе  при  проведении  циклов  повышения  квалификации  врачей.

Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.
logo SMVR

Содружество молодых врачей провело Социологическое исследование в ходе которого студентам 6 курса медицинских университетов (125 чел) был задан вопрос: «Что беспокоит выпускников медицинских вузов в первую очередь?» По данным социологического исследования получилось выделить следующие проблемы:

Новый точечный рисунок (2)

 

  1. Проблема трудоустройства.
  2. Недостаток практических и теоретических знаний и умений. (Несоответсвие подготовки студентов в высшей школе к действующим требованиям практического здравоохранения.)
  3. Низкий уровень заработной платы.

 

 

В СССР была четкая система распределения выпускников высших учебных заведений, в частности и медицинских вузов.

Это решало несколько важных организационных вопросов:

1) Обеспеченность кадрами лечебных учреждений, в том числе в отдаленны районах страны
2) Предоставление рабочих мест выпускникам.
3) Получение реальных практических навыков.

originalПри развале СССР меняется система, при этом отмирает система распределения. При этом стоить отметить, что сложно отследить прямые и косвенные потери от отказа от этой системы, так как в 90-е годы состоянию экономики и политической системы оставалось желать лучшего. Тем не менее, как показала практика, в 2000 годах мы столкнулись с острым дефицитом как в первичном медицинском звене так и в ряде специальностей. Данный дефицит потребовал новых действий со стороны Федеральных органов управления здравоохранения, что и было сделано. А именно:
— Дотации работающим врачам
— Возврат, в рамках пилотных проектов, к системе распределения, с учетом современных требований (В качестве примера создание Московского факультета в РГМУ)
Стоит отметить, что наряду с развитием таких проектов, четко прослеживается необходимость в развитии экономической и социальной инфраструктуры- ведь эти компоненты являются взаимосвязанными и требуют общего подхода. Сейчас широкой практики развития данных проектов нет, однако обсуждения и дискуссии ведутся на форумах и конференциях.

 

Состояние высшей школы медицинского образования в РФ.

 

mediki91
Российская высшая медицинская школа сегодня имеет развитую инфраструктуру, обладает высококвалифицированным научно-педагогическим потенциалом, исторически сложившимися традициями подготовки врачей. Но вместе с тем в отрасли сохраняется ряд проблем, которые требуют обсуждения и решения.
Проблемы высшей медицинской школы и поиск их решений.

1) Дефицит практических знаний и умений. По новым стандартам обучения – ФГОС третьего поколения, в медицинских вузах полно-стью изменена система последипломного образования, отменяется интернатура и студент сразу после получения диплома может пойти работать терапевтом или педиатром в зависимости от специализации. По данным проведенного соц. исследования студенты испытывают дефицит клинического опыта на последних курсах обучения. И на практике ощущается несоответсвие подготовки студентов в высшей школе к действующим требованиям практического здравоохранения.

В связи с этим необходимо принимать соответствующие меры:
-Чётко обозначить роль СНО (Студенческих научных обществ)
-Повысить контроль мануальных навыков
-Регламентировать работу в симуляционных центрах
-Рассмотреть вопрос о формировании законодательной базы для отработки хирургических навыков в условиях морга.( На данный момент этот вопрос не урегулирован)

Внедрение симуляционных центров — надежда на то, что они дадут определённый опыт, но важно не переусердствовать с симуляцией и найти золотую середину работы с пациентами и эффективной интеграции симуляционных технологий в процесс обучения.
2) Проблема наставничества. В последние годы наметился опасный разрыв между поколениями практикующих врачей. Уходят опытные хирурги пенсионного возраста. Среднее поколение выбито из жизни в 90-ми годами прошлого века. Важно не потерять молодежь в формировании достойной смены, которая должна обеспечить здоровье наших граждан через 5-10 лет. Если провалить сейчас подготовку грамотных квалифицированных, способных к самостоятельной работе и к самоусовершенствованию врачей, то кадровый дефицит будет прогрессировать, и в недалеком будущем лечиться будет не у кого. С проблемой наставничества и передачи опыта сталкиваются не только молодые врачи, но и студенты 4-5 курса, именно в это время начинается изучение клинических дисциплин. Преподавательский состав, зажатый в жесткие рамки новых стандартов обучения не успевает, а порой просто не хочет, обращать внимание обучающихся на практические аспекты конкретной дисциплины и делиться накопленным опытом. Студенты вынуждены осваивать большой объем теоретических знаний без подкрепления этих знаний практикой, контроль же, зачастую, осуществляется в тестовой форме, что, по мнению многих специалистов, применительно к медицинской системе образования не может служить методом объективного контроля.
Отдельно стоит отметить боязнь старшего поколения врачей конкуренции с молодым поколением, это обусловлено:
— Невозможностью самостоятельной публикации в журналах
(Низкая заинтересованность в развитии собственных научных кадров)
-Отсутствием допуска к операционному столу
-К любой более менее высококвалифицированной работе 
Возникает потребность в разработке системы, которая позволила бы осуществлять связь и передачу знаний и умений от более опытных коллег к менее опытным.
3) Проблемы интеграции Болонской системы образования
Отсутствие мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава (Необходимо подчеркнуть важность межнациональных обменов в сфере высшего образования , сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами» как альтернатива «утечке мозгов».)
— Введение симуляционных методик обучения в противовес традиционной работе у «постели больного» (Симуляционное обучение призвано дополнять, а не замещать сложившуюся традицию обучения)
-около 40 % объема обучения передано студенту на самоподготовку, а также на дистанционное обучение. Однако что такое студенческая самоподготовка? Преподаватели ряда региональных медицинских вузов подчеркивают, что этим нововведением был разорван взаимосвязанный процесс медицинского обучения, что в результате «качество медицинских знаний студентов снизилось чудовищно».
4) Отсутствие связей с зарубежными университетами. В совокупности эта проблема несет множество недостатков, так не происходит своевременного и беспрепятственного обмена научными разработками, современной литературой и другой информацией необходимой для централизованного развития медицинских университетов, так и высшей медицинской школы в целом Также студенческому сообществу разных стран сложно взаимодействовать между собой без определенной системы поддержки. Необходимо развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

5) Отсутствие общей информационной среды между русскоговорящим сообществом медицинских кадров. Необходимо сформировать площадку или систему, направленную на объединение русскоговорящего медицинского общества в целях повышения эффективности взаимодействия на различных уровнях.
Выводы:

1) Современная система высшего медицинского образования имеет ряд проблем, часть которых постепенно начинает решается (строятся симуляционнные центры, неформально развивается система наставничества)

2) Следует активно работать в рамках профессиональных медицинских сообществ и взаимодействовать с зарубежными коллегами, в качестве инструментов взаимодействия можно использовать такое взаимодействие медицинских профессиональных организаций как Содружество молодых врачей РФ с Армянской ассоциацией молодых врачей с формированием единого информационного поля по обмену опытом и научным разработкам

3) Необходимо развивать и поддерживать взаимодействие студенческого диалога как между регионами, так и на межгосударственном уровне для поиска решений текущих проблем.

В заключение хочется сказать, что  сегодня у нас есть все возможности для модернизации российского медицинского образования в соответствии с требованиями времени.

Необходимо помнить, что глубокие традиции отечественной медицины — это основа дальнейшего её развития. И это то, чем российская медицинская школа может поделиться с зарубежной на пути интеграции.

 

Проблемы подготовки медицинских кадров в высшей школе.

Post navigation


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top