Здоровье детей и подростков – один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны (ФЗ №-323 Ст.4). По данным исследований союза педиатров России, а также доклада главного педиатра РФ на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилось на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет на 65%. Лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%). Хроническими заболеваниями страдают 70% выпускников.          Таким образом, отчетливо видно, что система контроля здоровья школьников нуждается в модернизации в соответствии с развитием образовательного процесса и внедрения инновационных технологий в рамках школьной программы.          Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей- условия организации образовательного процесса имеют особую актуальность. И связано это, прежде всего, с тем, что современные инновационные процессы в образовании происходят на фоне неблагополучного состояния здоровья детей и подростков РФ.

На основании проведенного исследования (анкетирование) на базе школы №2091 (г. Москва) 61% выпускников отмечают у себя ухудшение здоровья к моменту окончания школы.

В структуре заболеваний, выявленных при углубленном медицинском осмотре подростков-школьников,первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств- 29,5%. Наиболее часто наблюдались болезни глаз , прежде всего, миопия- в 88,0%,в 10,0% случаев зарегистрированы нейро-циркуляторные дистонии. Второе место занимают болезни органов пищеварения- 26,9% . Здесь в структуре преобладает кариес (74,0%), а также гастриты и дуодениты (14,2%) и функциональные расстройства желчного пузыря (9,0%).Третье место принадлежит классу заболеваний костно-мышечной системы — 18,2% , представленных главным образом нарушениями осанки и плоскостопием. Болезни органов дыхания выявлены у 11,3% обследованных, причем у девочек в 2,3 раза чаще, чем у мальчиков: 15,7% и 6,7% соответственно (Р<0,001).В этом классе болезней ведущее место принадлежит заболеваниям носоглотки — 91,4%. Это хронические тонзилиты, гипертрофия небных миндалин, искривление носовой перегородки, аденоидные вегетации. Психические расстройства составляют 7,1% и представлены энурезом, неврозами, эпилепсией. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и обмена веществ составляют 5,3%.Это ожирение различной степени, гиперплазия щитовидной железы и эутиреоидный зоб.

Факторы, негативно влияющие на здоровье школьников условно можно разделить на 2 группы:
1. Социальные:
а) Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).
б) Интенсификация учебного процесса.
в) Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
г) Нерациональная организация учебной деятельности (в т.ч. физкультурно-оздоровительной работы).
д) Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья

2. Медико-биологические:
а) Санитарно-гигиеническая обстановка
б) Неадекватный режим питания
в) Позднее выявление хронических заболеваний
г) Низкий уровень профилактических мероприятий.

Минимизация воздействия вышеперечисленных факторов на здоровье обучающихся главная задача руководства образовательного учреждения.    Из-за комплексного и длительного воздействия этих факторов необходимо применять соответствующие современные здоровьесберегающие технологии .

По данным ВОЗ: «здоровье-это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровьесберегающие технологии должны носить комплексный характер, учитывая все положения характеристики здоровья по данным ВОЗ.

Основные положения современной модели здоровьесберегающих технологий школьников:

  1.  Повышение двигательной активности детей
  2.  Постоянный мониторинг и динамический контроль функциональных показателей школьников.
  3.  Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучения.
  4.  Организация профессиональной психологической помощи.
  5.  Составление рационально-сбалансированного питания, а также режима приема пищи с учетом сезонных, умственно-физических и региональных факторов.
  6.   Проведение массовых мероприятий по формированию ЗОЖ у школьников.
  7.   Создание индивидуальных паспортов здоровья школьников.
  8.  Повышение компетенций родителей и учителей в сфере охраны здоровья школьников.
  9. Рациональное уменьшение материала самоподготовки в целях профилактики умственной и эмоциональной перегрузки учащихся.

Вывод: В связи с увеличением учебной нагрузки на учащихся школ и внедрения новых форм образовательных стандартов необходимо проводить коррекцию здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями, следует прежде всего понимать комплексное и персонифицированное мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику и раннее выявление заболеваний школьников.

Как сохранить здоровье школьников?

Post navigation


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top