Некоторое время назад Минздрав России подвел итоги опросов общественного мнения, касающихся деятельности ведомства.  Получилась весьма интересная картина, возможно несколько отличающаяся от мнения некоторых представителей  профессионального сообщества. Ниже приведены официальные данные, которые, в любом случае, являются «отправной точкой».

 

Результаты социологических опросов, проведенных в 2014–2015 годах, в целом, показывают позитивную динамику удовлетворенности населения медицинской помощью и здравоохранением.

Так, наиболее репрезентативное по выборке исследование Службой специальной связи и информации ФСО России, охватывающее ежегодно до 90 тысяч респондентов из всех регионов страны, показывает исторический максимум удовлетворенности населения медицинской помощью в марте–июле 2015 года – 40,4% (по сравнению с 2006 годом – повышение на 10,4%, по сравнению с 2012 – на 5%) (рис.1).

180915--1

Рис. 1. Динамика удовлетворенности населения Российской Федерации медицинской помощью (в %)

При этом удовлетворенность работой участкового врача повысилась до 46,6% (в 2012 – 41,9%), скорой помощью – до 44,6% (в 2012 – 40,9%), врачами – специалистами в амбулаторном звене – до 37,6% (в 2012 – 32%), стационарной помощью – до 32,9% (в 2012 – 26,7%). Однако выявлены существенные различия между регионами – от максимальной удовлетворенности в 61,5%, до минимальной в 22,6%.

Эти результаты в целом подтверждает опрос, проведенный в июле 2015 г. фондом «Общественное мнение» (53 субъекта, 1500 респондентов): увеличение доли населения, удовлетворенного медицинской помощью, составило 45% по сравнению с 26% в 2006 году и 31% в 2012 году (рис. 2).

180915--2

Рис. 2. Удовлетворенность качеством медицинской помощи (% от всех опрошенных)

Число лиц, плохо оценивающих ситуацию в здравоохранении, сократилось с 58% в 2006 и 2011 годах до 32% в 2015 (рис. 3).

180915--3

Рис. 3. Оценка ситуации в российском здравоохранении (% от всех опрошенных)

Важно отметить, что данная тенденция характеризует не только города, но и сельскую местность (рис. 4).

180915--4

Рис. 4. Оценка ситуации в российском здравоохранении в зависимости от места проживания (% от всех опрошенных)

Одновременно с этим существенно выросло доверие к государственным медицинским учреждениям (с 52% в 2012 году до 65% в 2015), в них в 2015 году обращаются 81% населения (рис. 5).

180915--5

Рис. 5. Каким медицинским учреждениям Вы доверяете больше — государственным или частным (% от всех опрошенных)

Позитивные изменения в работе больниц и поликлиник за последний год увидели также 42 % опрошенных Левада-центром в конце 2014 года. 48 % населения уверены в том, что ситуация в российском здравоохранении улучшится.

Позитивная оценка перемен в больницах и поликлиниках сопровождается высокой удовлетворенностью результатами оказанной помощи: амбулаторной – 78%, стационарной помощи – 82%, диагностическими обследованиями – 91%, стоматологической помощи – 93%.

180915--6

Рис. 6. Общая оценка изменения работы больниц, поликлиник за последний год (% от всех опрошенных)

Граждане в целом высоко оценивают доступность медицинской помощи. По данным исследования, проведенного агентством «С-медиа» при методологической поддержке НП «Национальная медицинская палата», транспортная доступность амбулаторно-поликлинической помощи находится на высоком уровне. 88,4% населения получают амбулаторно-поликлиническую помощь в шаговой доступности (или менее 30 минут транспортом) (рис. 7).

180915--7

Рис. 7. Транспортная доступность амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в зависимости от места проживания (% от всех опрошенных)

При этом больше половины населения (55%), по оценке Левада-центра, из населенных пунктов всех типов, включая сельскую местность, высказываются в пользу качества медицинской помощи, даже в случае, если ради ее получения придется ехать в достаточно удаленные районы или другие населенные пункты. Территориальная доступность оказалась важнее для 38% респондентов (рис. 8).

180915--8

Рис. 8. Предпочтения «качество vs доступность» у жителей разных типов населенных пунктов (в % от числа живущих там респондентов)

Длительность ожидания медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев соответствует установленным регламентным срокам. Так, по данным исследования Национальной медицинской палаты, более 80 % плановых госпитализаций осуществляются в пределах двух недель (рис. 9).

180915--9

Рис. 9. Длительность ожидания плановой госпитализации с момента получения направления (% от всех опрошенных)

Отдельного внимания заслуживает тема платы за медицинскую помощь. По данным Левада-центра, подавляющее большинство пациентов не платили за медицинскую помощь во время последнего посещения (рис. 10).

180915--10

Рис. 10. Оплата медицинской помощи во время последнего посещения (% от всех опрошенных)

Аналогичные данные содержатся в исследовании, проведенном агентством «С-медиа» при методологической поддержке Национальной медицинской палаты: 86,6 % пациентов не платили за медицинскую помощь во время последнего визита (рис. 11).

180915--11

Рис. 11. Оплата медицинской помощи во время последнего посещения медицинских организаций государственной формы собственности (% от всех опрошенных)

При этом если говорить об опыте оплаты в целом, то, по данным ФОМ, 46% такой опыт за последний год имели. При этом доля тех, кто платил официально, увеличилась (рис. 12).

180915--12

Рис. 12. Оплата медицинской помощи (% от всех опрошеных)

Важно отметить также, что повысилась и самооценка населением своего здоровья. Число оценивающих здоровье хорошо увеличилось с 26% в 2011 году до 38% в 2015, тогда как число оценивающих плохо – снизилось с 22 до 13% (рис. 13).

pic13

Рис. 13. Самооценка состояния своего здоровья (% от всех опрошенных)

На 20% по сравнению с 2008 годом выросло число людей, следящих за своим здоровьем (рис. 14).

180915--14

Рис. 14. Доля лиц, ответственных за свое здоровье (% от всех опрошенных)

Таким образом, выявлены определенные положительные тенденции в оценке населением системы здравоохранения и оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, существующие межрегиональные различия подчеркивают значительные резервы для дальнейшего совершенствования системы. Повышение ответственности россиян за свое здоровье и продолжение предпринимаемых государством мер по повышению качества и доступности медицинской помощи являются надежной основой для дальнейшего увеличения удовлетворенности населения российской медициной.

Источник:  http://www.rosminzdrav.ru/
Общество и медицина. Цифры и графики.

Post navigation


One thought on “Общество и медицина. Цифры и графики.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top