obuchenie 3

Как бы ни было печально, но наше здравоохранение продолжает пребывать в кризисе. Об этом много говорят, много об этом пишут. Пишут и об образовании в медицине, но этому уделяется как-то мало внимания… А тем временем…

…Тем временем те знания, которые студенты вузов получают в Alma mater, имеют какой-то научно-фантастический оттенок. Научный – потому, что действительно все или почти все, что студент получает, основано на научных изысканиях; а фантастический – потому что к реальной практике эти знания не всегда имеют отношения или просто не имеют достаточного прикладного характера. Врачи на последипломном этапе зачастую проходят курсы «для галочки», а обучение проводится по устаревшим программам…
Тут мне скажут : «Открыл Америку!». Кто ж не знает об этом? Думаю, знают все… Идем дальше! Плохо даже не то, что знания не имеют прикладного характера, а то, что преподаватели, причем еще советской медицинской школы, после долгих лет перестройки «выгорели» и уже не получают того «драйва» и «кайфа» от преподавания. Новое поколение могло и не застать, когда трудились за идею (хотя, конечно, есть и сейчас «горящие» за идею преподаватели).


Но труд за идею тоже стоил денег. Только денег для государства. Тогда профессор медицины получал свыше 200 рублей в месяц, что полностью избавляла его от дум о бытовых проблемах. Он мог заниматься исключительно медициной, зарплаты с лихвой хватала на обеспеченную советскую жизнь. Современный уровень зарплаты «обычных» профессоров в вузах составляет до 30 000 рублей, что, кстати, сопоставимо с зарплатой работника в Макдональдсе.
Конечно, мне также могут возразить – нет, мол, другие зарплаты у профессоров, выше! Ну, не знаю… Если ниже – соглашусь: 30 000 — это цифра для Москвы, и то, завышенная. Выше – это если с дополнительными заработками. Безусловно, такой мизер как награда за многолетний непростой труд «сжигает» любое желание. Но ведь не безвыходная же ситуация! Большинство привыкло лишь ругать и скорбить о ситуации, но лучше что-то делать!
Во-первых, медицинские вузы начинают активно развивать программы дополнительного профессионального образования. Во-вторых, новые реалии отечественного здравоохранения заставят врачей регулярно повышать свою квалификацию – от этого будет зависеть их успех и, соответственно, доход.

obuchenie 2
Есть еще один немаловажный аспект, своеобразный наследник советской системы. Наверное, ни для кого не секрет, что научные кафедры весьма ревниво относятся к своим сотрудникам. Ни дай бог, кто-нибудь опубликуется без ведома заведующего и без его фамилии во главе… Конечно, это не абсолютное правило, но весьма выраженная закономерность, а, точнее, атавизм!
До сих пор сотруднику кафедры опасаются делать «шаг вправо – шаг влево», чтобы не почувствовать на себе весь негатив шефа… Но это же, как минимум, глупо! Как раз в данной ситуации стоит современным научным сотрудникам пользоваться благами рыночной экономики, которая нас все же «накрыла». Посмотрите на бизнес: сотрудники переходят в те компании, которые создают лучшие условия, причем не всегда это лучшие зарплаты. Есть много других возможностей для мотивации и создания корпоративной культуры. Сотрудники должны гордиться тем, что они работают на этой кафедре и распространять эту гордость в профессиональной среде. Заведующим нужно стать не только учеными, но и управленцами, либо найти себе помощников, отвечающих за «внутренний климат». Это далеко не всегда просто, но это стало жизненной необходимостью.
Научные сотрудники должны получить бо’льшую свободу: это даст возможность заниматься тем, что им действительно нравится, а это, в свою очередь, поднимет и моральный дух, и производительность, и материальную обеспеченность людей от науки.
Многие считают, что медицинское образование вместе с самой медициной летит в пропасть. Но так ли это на самом деле? Конечно, проблем очень много, но я уверен, что у нас достаточно и мозгов и сил для исправления ситуации. Даже, если не в силах сделать сразу что-то системное, следует начинать с локальных изменений. Крутить головой, искать возможности. Конечно, для консервативной научной среды это может показаться сложной задачей, но это реальная возможность сделать жизнь лучше. И это не пустые слова. За ними последуют действия.

Образование в медицине: есть ли свет в конце тоннеля

Post navigation


3 thoughts on “Образование в медицине: есть ли свет в конце тоннеля

  1. Главная проблема в этом вопросе-это системный кризис в команде Меняйло. Особенно он ощутим в образовании,культуре и медицине. Некомпетентность руководителей этих подразделений привела к развалу и бессистемности всей работы. Отсюда текучка кадров и грубые финансово-хозяйственные просчеты.

  2. ВШЭ тот еще гадюшник и есть мнение, что лучше врага держать ближе к себе, причем в , одном месте. По крайней мере для либерастов всех мастей ВШЭ как свет фонаря и нам понятней где обитают те кого к власти даже подпускать нельзя.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top